РУ БЕ EN

коллегии, заседания, совещания

29 июня в ГУО «Гомельский областной институт развития образования» состоялось заседание совета руководителей учреждений специального образования Республики Беларусь.

В ходе заседания обсуждались вопросы аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ специального образования; основные подходы к деятельности центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; инклюзивная практика: классы совместного обучения и воспитания; основные аспекты деятельности руководителя учреждения образования дошкольного образования по совершенствованию функционирования групп интегрированного обучения и воспитания и др.

В заседании совета приняли участие Давидович А.Л., начальник управления дошкольного образования Министерства образования, кандидат педагогических наук; Жигалко В.В., главный специалист управления общего среднего образования Министерства образования; Мулица Е.А., главный специалист управления дошкольного образования Министерства образования; Дробышевская И.Ю., начальник отдела дошкольного, общего среднего, профессионального и специального образования главного управления образования Гомельского облисполкома, Усова Т.М., директор ГУО "Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации", председатель совета руководителей.

Витебскую область представляли Турбикова Я.А., методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества ГУДОВ "Витебский областной институт развития образования", Акимова Е.В., директор ГУО "Витебская специальная школа-интернат" и Соколова А.В., заведующий ГУО "Специальный детский сад № 25 г.Витебска "Родничок", которая выступила с вопросом о "Сформированности культуры управления руководителя учреждения специального образования - залог эффективного взаимодействия с законными представителями обучающихся".

Для участников заседания была организована выставка дидактических игр и пособий, учебно-методических изданий, победителей областных и республиканских конкурсов педагогического мастерства педагогов Гомельской области, реализующих программы специального образования, а также экскурсия в ГУО "Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации", а также организована диалоговая площадка с презентацией итоговой информации по внесению предложений в учебно-программную документацию и нормативные документы Министерства образования Республики Беларусь. 

 

 

Стратегия подготовки педагогических работников ресурсных центров инклюзивного образования

10 февраля 2023 года на базе Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка» состоялся круглый стол по обсуждению стратегии подготовки педагогических работников ресурсных центров инклюзивного образования проводился в рамках проекта международной технической помощи «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка», который реализуется Министерством образования Республики Беларусь при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Участниками круглого стола стали представители Министерства образования Республики Беларусь, Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), члены Координационного совета проекта международной технической помощи «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка»; представители областных (города Минска) центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; общественных объединений и организаций, представляющих интересы детей с особенностями психофизического развития и их семей; учреждений специального образования, являющихся ресурсными центрами; учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку учителей-дефектологов; учреждений дополнительного образования взрослых, обеспечивающих переподготовку и повышение квалификации учителей-дефектологов.

Участниками от Витебского областного института развития образования были Селезнёва Ирина Николаевна, заведующий кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования, и Турбикова Яна Александровна, методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества.

 

Открыла работу круглого стола Хитрюк Вера Валерьевна, директор Института инклюзивного образования БГПУ, доктор педагогических наук, профессор, обозначив обоснованную необходимость создания ресурсных центров инклюзивного образования и особую значимость подготовки педагогических работников для работы в центрах.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратились Василец Сергей Иванович, проректор по учебной работе БГПУ, кандидат физико-математических наук, доцент, Мулица Елена Алейзовна, главный специалист управления дошкольного образования Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Республики Беларусь, и Габриэлла Ивонна Акимова, заместитель Представителя Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь.

Видение ресурсного центра инклюзивного образования как инструмента, обеспечивающего качество инклюзивной практики, содержания его деятельности обозначила Овчинникова Жанна Александровна, начальник Республиканского центра развития инклюзивного образования Института инклюзивного образования БГПУ, в презентации опыта работы и перспектив развития Республиканского центра развития инклюзивного образования.

Участники круглого стола получили возможность обсудить основные позиции Положения о ресурсном центре инклюзивного образования, который рассматривается как структурное подразделение учреждение специального образования. Прокомментировала Положение о ресурсном центре инклюзивного образования Хруль Ольга Станиславовна, заведующий лабораторией специального образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент.

Острое обсуждение у участников круглого стола вызвала сама стратегия подготовки педагогических работников ресурсных центров инклюзивного образования, суть которой определила Феклистова Светлана Николаевна, заместитель директора Института инклюзивного образования БГПУ по научно-методической работе, доктор педагогических наук, доцент.

В рамках круглого стола состоялась дискуссия «Ресурсные центры как инструмент реализации принципа инклюзии в образовании», модераторами которой выступили Усова Татьяна Михайловна, директор государственного учреждения образования «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», председатель Совета учреждений специального образования, и Филонец-Ходина Екатерина Николаевна, председатель Республиканского социально-благотворительного общественного объединения «Даун Синдром. Инклюзия».

Состоявшийся круглый стол позволил обсудить ценностно-целевые ориентиры подготовки педагогических работников ресурсных центров инклюзивного образования, структурно-содержательную характеристику их профессиональной компетентности.

 

 

 

28 сентября на базе ГУО "Средняя школа № 27 г.Витебска" состоялось областное совещание для директоров ЦКРОиР Витебской области "Организация сетевого взаимодействия в 2022-2023 учебном году при внедрении инклюзивных процессов"
В совещании приняли участие:
Фёдорова М.Г., директор Витебского областного ЦКРОиР, Радкевич Т.Ю., заместитель директора по основной деятельности Витебского областного ЦКРОиР, Лукашевич Д.В., главный технический инспектор труда Витебской обласной организации БПСРОиН, Канцыял А.Г., методист ГУДО "Дворец детей и молодежи г.Новополоца и Турбикова Я.А., методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и аналиа его качества ГУДОВ "Витебский областной институт развития образования".

Участники совещания ознакомились с современными нормативными правовыми подходами в организации обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР). Были рассмотрены вопросы реализации положений Закона Республики Беларусь от 14.01.2022 №154-З ”Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании“, организации сетевого взаимодействия учреждений образования для совершенствования качества образовательного процесса с детьми с ОПФР, актуальные вопросы организации охраны труда в учреждениях специального образования.

Руководителям центров ЦКРОиР был представлен опыт охвата дополнительным образованием детей с ОПФР и детей с инвалидностью в г. Новополоцке, результаты проектной деятельности по созданию адаптивной образовательной среды в учреждении дополнительного образования детей и молодёжи. Пристальное внимание на совещании было уделено повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам обучения и воспитания детей с ОПФР через осуществление курсовой подготовки, проведение семинаров и вебинаров. В рамках круглого стола участники обсудили ряд вопросов, касающихся осуществления межведомственного взаимодействия, создания безопасных условий для детей с ОПФР в учреждениях образования, организации образовательного процесса с ними в свете требований современных нормативных правовых документов и проведения диагностической работы членами психолого-медико-педагогических комиссий ЦКРОиР.

Областное совещание
”Актуальные вопросы развития системы специального образования Витебской области: тенденции, практика, инновации“
Дата проведения: 23 сентября 2021 года
Место проведения: государственное
учреждение специального образования
”Центр коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации г.Лепеля“, государственное учреждение образования
”Средняя школа № 3 г.Лепеля“, государственное учреждение ”Территориальный центр социального
обслуживания населения Лепельского района“
Состав участников совещания: директора центров коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации, специальной общеобразовательной и вспомогательных школ (школ-интернатов), специалисты отделов (управлений) по образованию районных
(городских) исполнительных комитетов, курирующие вопросы специального образования
 

Интернет-ресурсы: