РУ БЕ EN

Инклюзивное образование в системе дополнительного образования с детьми с особыми образовательными потребностями

12.01.2024
В статье дается определение инклюзивного образования, отражены особенности современных программ дополнительного образования детей и молодёжи с учётом принципа инклюзии. Показана ценность инклюзивного потенциала дополнительного образования. Отражен ряд проблем, затрудняющих реализацию инклюзивных подходов в учреждениях дополнительного образования, а также даны методические рекомендации для реализации программ дополнительного образования детей и молодёжи с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное образование в системе дополнительного образования с детьми с особыми образовательными потребностями

Турбикова Яна Александровна, методист отдела дошкольного и специального образования

 Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность всем обучающимся, включая людей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР), в полном объеме участвовать в жизни коллектива в учреждении образования.

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого обучающегося и, следовательно, образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка. Принцип инклюзии  ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных  особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического  статуса родителей, психических и физических возможностей. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений, главное право каждого ребёнка – право на полноценное детство, сочетающее в себе эмоционально комфортное состояние и полноценное психофизическое развитие.

Система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами обучающихся с особыми образовательными потребностями (далее ООП) в рамках единого образовательного пространства, что отражено в нормах Кодекса Республики Беларусь об образовании. Все элементы системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.

Таким образом, принцип инклюзии в образовании в Республике Беларусь является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование. Люди с инвалидностью, люди с ОПФР – полноценные члены нашего общества, и в наших силах помочь им включиться в среду нормотипичных сверстников. Для этого необходимо расширить рамки социального взаимодействия и границы общения, создать условия для обучения и творчества, повысить социальную активность семей, воспитывающих детей с ОПФР, в том числе и инвалидностью, изменить мировоззрение социального окружения и создать равные возможности для всех детей без исключения.

Проблемами инклюзивного образования занимаются многие ученые, среди которых: Алехина С.В., Егоров П.Р., Малофеев Н.Н., Семаго Н.Я, Семаго М.М. В их работах описаны принципы организации инклюзивного обучения, как в учреждениях дошкольного образования, так и в школах. К  сожалению, наше общество в процессе развития не готово полностью принять «особых» детей в школе за одной партой со своим ребенком, особенно когда речь идет о детях с нарушениями разных степеней, затрагивающими психические нарушения. А эти дети, как никто нуждаются в общении со своими сверстниками, должны иметь возможность наблюдать за развитием своей и чужой жизни в обществе. Иметь возможность полноценно интегрироваться в этом обществе для того, чтобы получить все необходимые навыки для жизни, возможности коммуникации и личностном росте, как на бытовом, так и на общественном уровне. И здесь в помощь системе образования и этим детям приходит инклюзивный потенциал современного дополнительного образования.

Именно дополнительное образование детей и молодежи рассматривается в обновленном Кодексе об образовании Республики Беларусь как образование, направленное на развитие личности обучающегося, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию, формирование компетенций, необходимых для формирования и развития творческих способностей обучающегося, удовлетворения его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании. В последние годы возросла заинтересованность законных представителей в дополнительном образовании для детей с ОПФР, поэтому необходимо формирование команды специалистов, которые будут владеть необходимыми компетенциями для реализации инклюзивных подходов в системе дополнительного образования, будут готовы к работе с детьми с ООП.

Практические наблюдения и теоретические исследования ученых, педагогов и специалистов свидетельствуют о том, что различные виды искусства: живопись, скульптура, музыка, театр, пробуждая творческую жизненную энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост и являются источником физического и нравственного здоровья человека. Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Именно развитие инклюзивного потенциала современного дополнительного образования детей содействует погружению «особого» ребенка в среду сверстников; включению в совместную деятельность не только с ребятами, но и с педагогом; приобщению к общепринятым нормам и правилам общения и поведения; раскрытию индивидуальных способностей, данных природой; проявление творческой инициативы и самостоятельности; определению своей значимости и ценности.

Сфера дополнительного образования детей, располагающая богатым творческим, методическим, кадровым потенциалом, успешно реализует программы социальной интеграции детей с особенностями в развитии. Инклюзивное образование в сфере дополнительного образования детей строится, развивается на «педагогической интуиции», поскольку педагог не имеет диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с ОПФР. Опыт реализации инклюзивного образования выявлен во всех направленностях дополнительного образования детей, но в большей степени – в физкультурно-спортивной и художественной.

Инклюзивный потенциал дополнительного образования детей ценен тем, что приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между людьми, вместо того чтобы пытаться их изменить; поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывать необходимую помощь; показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях и исправления требуют не они, а подход к обучению; предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, сотрудничества; расширяет профессиональную компетентность педагогов, требуя новых и более гибких способов обучения, разработки дополнительных образовательных программ, максимально эффективных для всех детей.

Основная цель сферы современного дополнительного образования детей – помочь ребенку использовать ресурс детства в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства. Мир, пригодный для жизни детей, должен строиться с их участием. Эта идея содержится в одном из решений ассамблеи ООН.

Именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с ООП попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественной, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности. Дополнительное образование, не ограниченное рамками классно-урочной системы и обязательными стандартами, располагает большим потенциалом в организации социально-значимой деятельности и досуга детей и подростков, в том числе и детей с ООП.

Дополнительное образование – образование через успех. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения. Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.

На сегодняшний день можно выделить ряд проблем, затрудняющих реализацию инклюзивных подходов в учреждениях дополнительного образования: отсутствие социально-педагогической и психологической службы в учреждении, педагоги дополнительного образования не владеют необходимыми теоретическими и практическими знаниями об особенностях организации образовательного процесса в режиме реализации инклюзивных подходов. Формируя модель учреждения дополнительного образования детей и молодёжи, реализующего в системе инклюзивный подход, необходимо учитывать интересы, потребности и трудности, возникающие у всех субъектов образовательного процесса в рамках данного направления. Для педагогов предполагается проводить обучающие семинары, консультации специалистов по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Необходима и целенаправленная деятельность с нормотипичными детьми по взаимодействию с обучающимися с ОПФР. Педагоги должны разработать систему мероприятий, формирующую толерантное отношение к «особым» детям, развивающую лучшие человеческие качества (ответственность, сострадание, потребность помогать и уважать достоинство другого). Это возможно через беседы, диспуты, обсуждение совместно просмотренных видеосюжетов, фильмов, передач на заданную тему, тренинги, ролевые игры и совместную проектную деятельность, культурно-досуговые мероприятия.

Должна разрабатываться и система работы с родителями детей с ООП. Кроме консультационных услуг, которые уже существуют, возможно проведение бесед, обучающих семинаров, вебинаров, круглых столов, информационной поддержки, встреч с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ОПФР.

На современном этапе развития общества и системы образования важно понять и принять необходимость включения всех детей в образовательное пространство. Реализация возможности полноценно проживать каждый день жизненного пути – это показатель успешности реализации инклюзивного обучения и воспитания детей с ООП. Цель педагога – оказать своевременную всестороннюю помощь «особому» ребёнку, которая даёт возможность проживать полноценную жизнь, радоваться каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и целенаправленно воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные программы дополнительного образования детей и молодёжи должны включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно – принятие индивидуальности каждого отдельного обучающегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. Развитие системы инклюзивного образования должно идти параллельно с масштабной просветительской работой, формированием информационного поля, утверждающего доброжелательное, позитивное отношение к «особым» детям и их семьям. Крайне важно учитывать реальные потребности детей с ОПФР при формировании модели инклюзивного образования.

Литература

  1. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование / Ред. В.В. Рубцов, Аркадий Аронович Марголис. – 2011. – №1 2011. – С. 83-92.
  2. Бреннер, Д. А., Сафонова, Т. В. Актуальные вопросы развития инклюзивного образования [Текст] // Практическая дефектология. – 2017. – № – 2 (10). – С. 3–7.
  3. Голованов, В. П. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей / Голованов В. П. // Дополнительное образование и воспитание. – 2015. – № 1. – С. 3-7
  4. Горюшина, Е. А., Гусева, Н. А., Румянцева, Н. В. Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : метод. рекомендации / Н. В. Румянцева, Е. А. Горюшина, Гусева Н. А. – Ярославль : изд-во ЯГПУ, 2018. – 103 с.
  5. Доступное дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / под ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. – Текст : электронный. – (Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей).
  6. Кодекс Республики Беларусь об образовании (с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З) – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 512 с.
  7. Кучмаева, О.В. Проблема развития инклюзивного образования / О.В. Кучмаева, Г.В., Сабитова, О.Л. Петрякова // Воспитание школьников. – 2013. – № 4 – С. 3 – 11.
  8. Семаго, М. М. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике / М. М. Семаго // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2010. – № 4 (14). – С.81–92.