Стратегия подготовки педагогических работников ресурсных центров инклюзивного образования: состоялось обсуждение
Стратегия подготовки педагогических работников ресурсных центров инклюзивного образования
10 февраля 2023 года на базе Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка» состоялся круглый стол по обсуждению стратегии подготовки педагогических работников ресурсных центров инклюзивного образования проводился в рамках проекта международной технической помощи «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка», который реализуется Министерством образования Республики Беларусь при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).Участниками круглого стола стали представители Министерства образования Республики Беларусь, Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), члены Координационного совета проекта международной технической помощи «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка»; представители областных (города Минска) центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; общественных объединений и организаций, представляющих интересы детей с особенностями психофизического развития и их семей; учреждений специального образования, являющихся ресурсными центрами; учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку учителей-дефектологов; учреждений дополнительного образования взрослых, обеспечивающих переподготовку и повышение квалификации учителей-дефектологов.
Участниками от Витебского областного института развития образования были Селезнёва Ирина Николаевна, заведующий кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования, и Турбикова Яна Александровна, методист центра дошкольного, общего среднего, специального образования и анализа его качества.
Открыла работу круглого стола Хитрюк Вера Валерьевна, директор Института инклюзивного образования БГПУ, доктор педагогических наук, профессор, обозначив обоснованную необходимость создания ресурсных центров инклюзивного образования и особую значимость подготовки педагогических работников для работы в центрах.
С приветственным словом к участникам круглого стола обратились Василец Сергей Иванович, проректор по учебной работе БГПУ, кандидат физико-математических наук, доцент, Мулица Елена Алейзовна, главный специалист управления дошкольного образования Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Республики Беларусь, и Габриэлла Ивонна Акимова, заместитель Представителя Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь.
Видение ресурсного центра инклюзивного образования как инструмента, обеспечивающего качество инклюзивной практики, содержания его деятельности обозначила Овчинникова Жанна Александровна, начальник Республиканского центра развития инклюзивного образования Института инклюзивного образования БГПУ, в презентации опыта работы и перспектив развития Республиканского центра развития инклюзивного образования.
Участники круглого стола получили возможность обсудить основные позиции Положения о ресурсном центре инклюзивного образования, который рассматривается как структурное подразделение учреждение специального образования. Прокомментировала Положение о ресурсном центре инклюзивного образования Хруль Ольга Станиславовна, заведующий лабораторией специального образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент.
Острое обсуждение у участников круглого стола вызвала сама стратегия подготовки педагогических работников ресурсных центров инклюзивного образования, суть которой определила Феклистова Светлана Николаевна, заместитель директора Института инклюзивного образования БГПУ по научно-методической работе, доктор педагогических наук, доцент.
В рамках круглого стола состоялась дискуссия «Ресурсные центры как инструмент реализации принципа инклюзии в образовании», модераторами которой выступили Усова Татьяна Михайловна, директор государственного учреждения образования «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», председатель Совета учреждений специального образования, и Филонец-Ходина Екатерина Николаевна, председатель Республиканского социально-благотворительного общественного объединения «Даун Синдром. Инклюзия».
Состоявшийся круглый стол позволил обсудить ценностно-целевые ориентиры подготовки педагогических работников ресурсных центров инклюзивного образования, структурно-содержательную характеристику их профессиональной компетентности.